Как доехать до Равенны, Болоньи, Пезаро и Анконы из Римини? Наиболее простой способ сделать это - на электричке. В Римини есть центральный вокзал, и еще несколько остановок в черте города, которые в принципе позволят отправится в такое путешествие; в нашем случае в качестве отправной точки рассмотрим центральный вокзал Римини. Все цены и данные о графике движения поездов даны на 2015 год, исключительно для ориентировки, их следует уточнять на месте или на сайте www.trenitalia.com.
Итак, Центральный вокзал Римини. Официальный адрес - площадь Cesare Battisti, 1. Здание старое - оно помнит не только маленького Феллини и соратника Муссолини Стараче, но ещё даже принца Савойского. Но вид у вокзала очень опрятный. Зайти внутрь вы сможете только со стороны вышеупомянутой площади - то есть если вы "подобрались" к объекту "с тыла", со стороны моря, то просто упретесь в глухую кирпичную стенку, которой огорожены пути. И на ней даже граффити приличных нету...
Вам придется идти к одному из ближайших подземных переходов - один справа (продолжение улицы Principe Amedeo), другой слева (по пути из Парка Ренци в Парк Марии Каллас), так что крюк неминуем. А ведь существует и тоннель под путями для выхода на платформы - протяни его строители еще на несколько метров в сторону моря, и такой "шляпы" можно было бы избежать! Но почему-то они его превратили в подземный тупик - надеюсь, причины были достаточно веские. Зато, если вы идете к вокзалу из центра города, скажем, от Храма Малатесты то по улице Данте Алигьери дойдете до него совершенно беспрепятственно.
Несмотря на то, что здание станции "с историей", внутри о ней ничего не напоминает - это достаточно стандартный современный европейский вокзал. Несколько непритязательных магазинчиков, кафе, торговые автоматы (в том числе - с презервативами), кассовый зал, холл с электронным информационным табло. Посидеть там практически негде - несколько кресел вдоль стен почти всегда заняты. Чтобы попасть в туалет надо выйти на платформу - вход в него снаружи. Туалет платный, 0,80 Евро. Там стоит турникет, так что лучше иметь мелочь. Но и служитель тоже сидит - с ним можно рассчитаться. Если совсем жалко денег - потерпите до электрички. Там есть туалеты, бесплатные.
Для начала вы можете ознакомиться с расписанием - электронное табло висит под потолком. Но до этого надо осознать, что из Римини (скажем, в Болонью) ходят и региональные электрички, и скоростные поезда. Скоростные дороже. Бывает, что в несколько раз (это зависит от типа поезда). И еще - они ходят реже региональных. Из преимуществ - до Болоньи вы доедете за час с небольшим (вместо полутора), и без сутолоки (народу там будет всё-таки поменьше). Для более дальних поездок, наверное, разумно брать скоростные поезда (здесь - русскоязычный сервис по заказу билетов), а до целей в пределах часа-полутора езды можно и на региональном прокатится. Вопрос комфорта можно опустить - кресла везде практически одинаковые, "самолетные", кондиционеры работают. Вагоны двухэтажные и там, и там. Туалеты - тоже пожалуйста. Так что есть все основания рассматривать самый бюджетный вариант. Итак, на региональном поезде - Treno Regionale - стоимость проезда в один конец — 4,60 Евро до Равенны и 9,50 Евро до Болоньи (2015). Для сравнения, экскурсия на автобусе в оба эти города предлагалась как минимум за 60 Евро. То есть, пользуясь электричкой, вы экономите около 32 Евро и получаете возможность побыть там не по "полтора часа свободного времени", а уделить каждому городу целый день. Они стоят того, поверьте...
После того, как мы определились с ценой и поняли, какие мы умные, изучим расписание. Ага, оно разделено на две половины - расписание прибывающих ("arriva") и отправляющихся ("partenza") поездов. Если вы не готовите на вокзале Римини торжественную встречу для комраде Стараче, а уезжаете сами, то вам надо смотреть "partenza". Ищите региональные поезда - в расписании перед ними стоит буква R или RV (Treno Regionale Veloce - делают меньше остановок), номер поезда, путь, время его прибытия в Римини, убытия и прибытия на конечную станцию. Остановки перечисляются мелко и бегущей строкой, уследить трудно. А это важная информация - позже вы поймете, почему.
Вообще-то, конечно, лучше все разузнать заранее на сайте www.trenitalia.com. Там есть английский язык, так что разберетесь. Осмыслите и расписание, и названия остановок. И заранее распечатаете маршрут. И цену на билет уточните. Конечно, можно это всё узнать и на вокзале. Скажем, в автоматах по продаже билетов (кстати, в них есть "меню" на английском языке). Только к ним народу иногда бывает столько, что не захотите стоять - особенно утром и в сезон. И распечатку маршрута они вам не дадут - придется записывать, фотографировать или запоминать... Есть на вокзалах и "бумажное" расписание. Конечно внезапные изменения на нём отображаются не так оперативно. И надо всегда внимательно смотреть электронное табло - вдруг электричку отменили ("cancellato") или поменяли путь отправления. Отмены - не редкость. Опоздания, кстати, тоже... И еще в Италии с завидной регулярностю проходят забастовки на транспорте. Тогда все поезда отменяют, оставляют только самые ранние, до 9 утра и после 9 вечера, а иногда и вообще никаких. Имейте это в виду. Опять же, если вы будете покупать билет в кассе на завтра, то кассир непременно предупредит вас о грядущей забастовке.
При поездках из Римини в Равенну или до реки Рубикон (станция Гаттео А Маре), имейте в виду, что если вы запланировали попасть на девятичасовую электричку, то её могут и отменить (легко и внезапно). А следующая (в будни) - только в 12.35. В общем - "мамма миа"... И только по воскресеньям этот перерыв "скрашивает" поезд в 10.36! Кстати, ехать до Равенны примерно час. До Рубикона - 20 минут.
В сторону столицы региона, Болоньи, движение куда более оживленное, каких-то трагических "провалов" в графике нет. Но следует иметь в виду, что поезда "в областной центр" следуют как "прямо" (и едут примерно час двадцать), так и "криво", через Равенну. В последнем случае никаких пересадок делать не надо - вы просто затратите на дорогу минут на двадцать больше. Иногда следует с этим смириться, так как если вы приметесь ждать прямого поезда, то можете потерять больше времени. Ну, это уж сами решайте.
В общем, теперь можно покупать билет. Первое, что приходит в голову - а не купить ли его тоже заранее на www.trenitalia.com, и избежать, таким образом, некоторой вокзальной суеты? Наверное, это здравая, но всё-таки не очень удачная мысль - во всяком случае, для поездок на региональных электричках. Их, как вы поняли, отменяют; да вы и сам можете опоздать или просто переменить свои "разъездные планы" - а на сайте билеты продаются на конкретную дату...
Купить билет в автомате без приключений тоже иногда нельзя. Автоматов таких на вокзале Римини штук пять. Часть из них - в кассовом зале, часть - в холле с табло. Однако некоторые не работают, или просто не принимают наличные, только карточки. Очередь, опять же, иногда собирается нешуточная. Но, хвала Дио, есть кассы с "живыми людьми". Они работают с 6 утра до 9 вечера. Естественно, в сезон и с утра в них обычно много народу. Станция принимает пять миллионов пассажиров в год. Очередь движется довольно неторопливо. Есть время посчитать - это выходит каждый день по 13000 человек, это 570 душ в час, и если хотя бы половине из них нужен билет... И вот вы уже понимаете, как вам повезло! Перед вами всего-то десяток человек...
Ну, вот вы и у окошка - их, кстати, работает четыре или даже пять. В кассах вы можете просто назвать пункт назначения, и вам продадут билет во второй класс на самый дешевый тип поезда, Regionale. Берите сразу туда и обратно, этим вы избавите себя от изрядных "головняков", особенно в суматошной Болонье. Можно сказать "Равенна (Болонья) андате э риторно". Для Болоньи (поскольку туда ехать дальше и люди иногда берут дорогие) уточняйте - "буон продзо", т.е "хорошая цена (дешево) или лучше просто говорите "регионале". Один билет будет "уно билетто", два "дуэ билетти", и так далее. Можно то же самое сказать по-английски - кассиры владеют им в должных пределах. На русском лучше не надо, это вряд ли прокатит. Если будете показывать количество билетов на пальцах, избегайте среднего. Хотя злой кассир вас все равно не достанет - он за толстенным стеклом сидит... Если вообще разговаривать ни с кем не желаете - и не надо. Просто суньте в окошко бумажку, на которой указана станция назначения и (или) номер поезда со временем его отправления. И всё... Иногда кассир, продав билет, любезно сообщает, когда будет ближайший поезд в данном направлении. Иногда нет. В любом случае скажите "грацие" и поглядите, что вам дали.
Если вы просили "андате э риторно", то у вас должно быть два (2) отдельных (!) билета. На каждом указана цена (она соответствует классу - как и везде первый или второй - и типу поезда), а также станция отправления и станция назначения. Прочее - неважно. А теперь осознайте - каждый купленный вами билет (как в кассе, так и в автомате) действителен на любой день в течение 2-х месяцев со дня продажи (на региональные поезда)! То есть у вас нет причин рвать на себе волосы, стоя в центре холла перед расписанием, на котором перед вашим поездом вдруг появилось слово "cancellato". Вы можете поехать завтра. Можете вообще улететь домой, и если вернетесь в течение ближайших двух месяцев, ваш билет всё еще будет действителен. Это удобно, согласитесь.
И в связи с этим, вы запросто можете покупать билеты в кассе (или в автомате) не в день поездки, а накануне. Наверняка ведь будете гулять по историческому центру Римини, а он в десяти минутах от вокзала. Зайдите туда - лучше ближе к вечеру. Никого там уже почти не будет. Вы не только закупите билетов на все запланированные поездки, но и получите возможность заранее ознакомиться с инфраструктурой вокзала, местами выхода на платформы, расположением табло, туалета - и в день отъезда вам не придётся "метаться". Но все равно - лучше явиться на вокзал всё-таки хотя бы минут за 15 до отправления. Ведь вам еще нужно прокомпостировать билет. А это надо делать только в день поездки, и только убедившись в том, что нужный вам поезд не отменён и стоит "под парами"... Итак, запомните - до компостирования билет действителен в течение двух месяцев. А после - только шесть часов! То есть после того, как вы "пробили" билет, вы в течение 6 часов должны погрузиться на поезд. Слетать домой на месяц-другой уже не получится...
"Пробивают" билетики в специальном аппарате - "конвалидаторе". Это желтый или зеленый агрегат, и он напоминает висящий на стене пылесос без шланга. Аппаратов таких несколько, они есть внутри вокзала (кассовый зал), на стене вокзала со стороны платформ, или в тоннеле перед выходом на платформу. Если не увидите, спросите у кого-нибудь "довэ конвалидаторэ". Надо сунуть в "конвалидаторе" билет, как показано на фото, чистым корешком вперед и вверх. Аппарат тихо похрустит и подмигнет зеленым "глазом", это значит, что дело сделано. Но! Всё-таки, вынув билет, убедитесь что оно точно сделано (на чистом поле должна появится череда мелких цифр, заканчивающаяся названием станции, на которой вы компостировали билет). И еще - если у вас билеты и туда и обратно, то компостируйте соответствующий. Не перепутайте их! Компостировать билеты надо обязательно, без этого вас в поезде оштрафуют. В поезде компостера нет! Зато там точно есть контролёр.
А теперь садимся на поезд. Вы ведь пришли заранее, а поезда (которые стартуют от Римини) тоже зачастую подают заранее, так что у вас есть шансы не просто занять места, но еще и придирчиво их выбрать (билеты на региональные поезда без мест - "кто первым встал, того и тапки"). На Равенну и Болонью поезда отправляются с 6 или 7 пути, это в самом конце подземного перехода. Выйдя из вокзала на первую платформу, вы сразу увидите спуск в него. Он не заплёван, не загажен, хорошо освещен - в нём даже жить можно... Электронные табло указывают места выходов на платформы.
Поднявшись на нужную платформу, садитесь в поезд. Имейте в виду - иногда один из вагонов (первый и последний) относятся к первому классу. Остальные - это второй класс, он вам и нужен (поскольку мы рассматриваем самый экономный вариант). Цифры "классности" написаны сбоку. Также вагоны первого класса помечены внутри (там есть желтые таблички над дверями). В вагонах второго класса ничего, как правило, внутри не написано. Да, кстати, если поезд стоит, и двери закрыты, не надо ждать у моря погоды. Нажмите на кнопку у двери, она и откроется. И заходите внутрь.
Если народу нет, можете устраиваться поудобнее. Тут, скажем, принято водрузить ноги на пустующее сиденье впереди. Если воспитание вам позволяет, можете поступить так же. Только валенки снимите... А то контролёр в таком случае непременно сделает вам замечание.
Контролеры ходят постоянно, за час могут и два раза прошмыгнуть. В принципе, они не злые. Если вы что-то напутали с классами вагонов, типами поездов или маршрутами, вас, скорее всего, просто вежливо направят "на путь истинный". Но вот если у вас совсем нет билета или он не прокомпостирован, оштрафуют. Хотя негров-безбилетников просто высаживают... Но потом стоят в дверях и "пасут", пока поезд не поедет - чтобы обратно не запрыгнули. Однако, таким образом негры, кочуя с поезда на поезд, все равно добираются до Равенны - правда, на это у них уходит, должно быть, часов шесть... Ну, а куда им спешить-то?
А вам следует вовремя понять, когда выходить. Хорошо, конечно, если нужная станция будет конечной. Тогда там все выйдут. Но надо ведь еще и успеть обуться! И тут очень пригодится распечатка маршрута - в принципе с ней вы можете сверяться на любой остановке. Название их иногда пишут на электронном табло внутри вагона, но далеко не всегда. Чаще - объявляют мутными голосами. Но изредка и такого не случается. Так что остаётся смотреть в окошко. Типа, раз проехали Classe, то следующая Ravenna. По времени в пути ориентироваться можно только приблизительно. Поезда частенько стоят - "залипают" на станциях и ждут пока пройдет встречный, так как тут на перегонах одна колея и разъехаться можно только в отдельных местах... Это и вызывает некоторые задержки в пути. Чтобы выйти из вагона, нужно снова нажать либо на кнопку (обычно она зеленая) или на рычаг. Сами двери не открываются.
Прибыв в пункт назначения, будь то Болонья и Равенна, изучите расписание обратных поездов, чтобы прийти заранее (особенно в Болонье). Последние региональные поезда в Римини, если что, как правило отправляются где-то в районе 22 часов.
В Равенне вокзал по архитектуре, планировке и инфраструктуре - почти точная копия вокзала Римини, отличия небольшие. Так что там вы сориентируйтесь легко. Туалет вроде как даже бесплатный, вход в него как и в Римини - с платформы. Совсем дешевый и хороший кофе, кстати, продают в вокзальном буфете. Есть WiFi (пароль на чеке). Выйдя из вокзала, тупо идите прямо, со всей толпой туристов по улице перпендикулярно путям (вокзал остается за спиной). Не пройдет и пяти минут, как слева от вас окажется первая достопримечательность - Церковь Евангелиста Иоанна. Уже в неё можно зайти бесплатно и увидеть в ней хоть и плохонькие, но мозаики, которыми так знаменита Равенна...
В Болонье надо доехать до центрального вокзала - Bologna Centrale. Выходите там и тоже идите по переходу за толпой, и она "вынесет" вас в станционное здание (в Болонье в переход к платформам можно попать из самого здания вокзала, и наоборот). Там на вокзале более сложная система подземных коммуникаций. Сверху тоже больше всяких залов, терминалов, каких-то закутков и еще непонятно чего. Но вам все это знать не обязательно. Запомните только, где находится спуск к поездам, найдите табло (оно висит в центральном зале, там же кассы, билетные автоматы, "бумажное" расписание и вечная толпа народа - тут вы сильно порадуетесь, что купили обратный билет заранее). На радостях сходите в сортир - он в подвале и за деньги, кажется, около 1 Евро. Нужна будет мелочь. Там турникет стоит. И цыгане попрошайничают. Их вообще там полно - будьте осторожнее.
Из этого центрального зала через "парадные" двери вы выйдете на площадь Medaglie d'Oro. Пересекайте ей, направляясь чуть левее. Там, за большим торговым центром (или торговой галлереей), от остатков старинной стены и ворот, начинается улица Via Del Indinpendenza. Она приведет вас ко всем главным достопримечательностям, на ней же куча магазинов и всяких кабаков (в том числе - довольно бюджетных, ближе к вокзалу).
Возвращаясь из Болоньи придите на вокзал заранее. Прямых региональных поездов (с конечной станцией в Римини) во второй половине дня не так уж и много. Так что имейте в виду и те, что проходят через Римини, но следут затем дальше, например, в Анкону. Понять, какие поезд делает остановки и каким маршрутом следует (через Равенну или нет; до Римини или до Анконы), можно запросив маршрут в билетном автомате (если вам удастся к нему пробиться) или посмотрев на "бумажном" расписании. Но потом сверяйте все "знания" с электронным табло и там же смотрите номер платформы. Не забудьте "конвалидировать" обратный билет! Уже знакомые "конвалидаторе" в Болонье находятся перед спуском в тоннель внутри вокзала и в самом тоннеле перед выходами на платформы. В Равенне, как и в Римини - на стене вокзала со стороны платформ, или в переходе перед выходами на платформы. Возвращаясь из Равенны тоже можно "оседлать", как вы уже понимаете, проходящий поезд Болонья - Анкона...
А приходить на вокзал в Болонье пораньше надо еще и потому, что оттуда вечно едет куча народа, а поезда зачастую подают к платформе заранее, и у вас будет больше шансов сесть, как вам хочется. Ведь после дня на ногах это достаточно важно! Всё, вам осталось - только спокойно заснуть и... не проснуться где-нибудь на подъезде к Анконе вместо Римини! Ну, будильник, что ли, на мобиле поставьте. Путешествие в другую сторону - то есть по направлению Пезаро и далее - Анкона, мало чем отличается от описанной выше процедуры. Следует отметить только, что народу в ту сторону ездит гораздо меньше. И студентов среди этого народа гораздо больше, чем туристов. Может быть, в связи с несколько меньшей популярностью направления, а может, в связи с тем что дистанции тут покороче, контролеры в поездах встречаются реже. Так что любители сберечь копеечку или просто пощекотать себе нервы могут рискнуть и поехать без билета... Не пропустите Пезаро (Пезаро город небольшой, и там только одна остановка). Если вы едете на региональном поезде, который обозначен в расписании как "R", то он будет делать больше остановок (например, от вокзала Римини до Пезаро четыре остановки - Римини Мирамаре, Риччоне, Мизано и Каттолика, ). Если это "RV" - остановок будет меньше (в упомянутом случае две - Риччоне и Каттолика). Впрочем, на времени пребывания в пути кардинальным образом это не сказывается - всего несколько минут разницы... Выйдя в Пезаро из здания вокзала смело поворачивайте направо и идите мимо автостанции под эстакаду в сторону автомобильной развязки, это минуты три-четыре не торопясь. Там поворачивайте направо и идите мимо памятника Гарибальди вверх, в сторону Пьяцца Лазарини, там вы увидите первую достопримечательность города - Театр Россини. И продвигаясь в том же направлении по улице Джованни Бранка вы безо всяких приключений, следую почти все время прямо, осмотрите все главные достопримечательности города, завершив маршрут у Сферы Помодоро. В принципе, обратно можно тупо вернуться тем же путем. Сесть на поезд - с этим проблем быть не должно - и уехать восвояси... На все вам хватит каких-нибудь трех-четырех часов.
Анкону вы не пропустите. Если вы выбрали региональный поезд из Римини (например, Regionale Veloce 11407, с с отправлением в 09:03 от вокзала Rimini и прибытием в 10:14 и остановками в Riccione, Cattolica, Pesaro, Fano, Marotta-Mondolfo, Senigallia, Falconara Marittima, Ancona Torrette, Ancona; билет на него, кстати, стоит 8,55 Евро в один конец), то в Анконе он упрется в тупик и все из него выйдут. Выходите и вы. Можно зайти в здание вокзала, заранее ознакомиться с расположением табло, туалетов, кафетериев и прочих мелких радостей, которые понадобятся вам при отъезде. А затем выходите на улицу, переходите на другую сторону Via Flaminia и идите налево, порт Анконы и все достопримечательности будут в той стороне. Минут через 5 вы дойдете до круговой развязки с магазином Conad, там забирайте ещё левее, на мостик, и идите еще минут 10 уже по Via Guglielmo Marconi, там на очередной круговой развязке и появятся первые достопримечательности. А именно: справа у въезда в туннель памятник жертвам изнасилований (Statua Di Violata), слева приземистая громада Лазарета, а прямо по ходу движения на набережной - Ворота Пия... Ну, а далее вы можете сам выбирать себе программу осмотра по душе: порт в его собственной бурной жизнью, старый город с Кафедральным Собором и Римским Амфитеатром, или памятники фашистской эпохи - великолепный Монументо Кадути или дома в имперском стиле на Пьяцца Кавур. Обратный путь трудностей не вызовет. Единственное, знайте, что в Анконе есть бинарные платформы, к примеру, есть просто платформа 2, а есть 2 ovest (то есть - западная) , и это далеко не одно и то же. Примечание "ovest" вы увидите на табло, сразу после номера платформы. Но, скорее всего, вы уедете оттуда, куда приехали - поезд отправится из того же тупика. За билетами в Анконе в кассы народу не так много, как в Болонье, но он все же есть. В автоматах (конечно же!) можно платить только картой. Так что лучше покупайте заранее билеты туда и обратно, избавите себя от головной боли. И ещё - станция в Анконе большая, и это к тому же портовый город, так что всякого сброда там ошивается предостаточно. Будьте осторожны!
|