Нить Ариадны: Путеводитель ~ Австрия ~ Вена ~ Церковь (Собор) Штефансдом
добавить в закладки

Австрия, официально -  Австрийская Республика. Форма правления - Федеративная республика. Столица - город Вена. Официальный язык -  немецкий. Преобладает католицизм. Население - 8 032 926 человек. Главный праздник — 17 октября 1918 года День Независимости (от распада Австро-Венгрии). Валюта - Евро. Интернет-домен -  .at. Телефонный код +43. Часовой пояс - UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).

Великобритания

Голландия

Кипр

Сан-Марино

Если вдруг вас интересует и что-то помимо туризма, какие-то совершенно другие темы, то вы можете перейти по рекламным ссылкам, которые найдете на нашем сайте:   ...мы стараемся отбирать для вас самое интересное!
Вена


карты и легенда
скачать|смотреть


евро

Курс на: 26-04-18

76,18
российских рублей
за 1 евро

По данным ЦБР



Kiwitaxi.com

Автомобильные трансферы

Я ищу
в возрасте от до
в городе
знакомства за границей
Нижеследующая информация размещена на правах рекламы - но и она может вам пригодиться:    ...реклама тоже может быть полезной!
Вена Церковь (Собор) Штефансдом

Церковь (Собор) Штефансдом
Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии!

Церковь (Собор) Штефансдом - Stephansdom, Steffl. Церковь или Собор Святого Стефана (Штефана), символ Австрии и Вены - является действующей католической церковью. Начало постройки - 1137 год. Готика. У собора две башни: южная (136 метра - 343 ступень) и северная. На ней висит "Пуммерин" - самый большой колокола Австрии (вес 21.383 кг),  отлит в 1683 году  из захваченных турецких пушек. В шпиль вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в собор во время турецкой осады города в XVI веке. Также внутри - средневековые скульптуры и витражи, надгробные памятники (захоронения представителей династии Габсбургов), алтарь из Винернойштадта 1447 года, чудотворное изображение Петчской Мадонны, мощи Святого Валентина, кусок скатерти со стола, накрытого во время Тайной Вечери, каменная кафедра (1513 – 1515), перила лестницы которой украшены изображениями жаб (символ тьмы) и ящериц (символ света). Тут венчали Гайдна, Моцарта, а последнего ещё и отпевали... Здесь также отпевали Антонио Вивальди.

Stephansdom - 1
Stephansdom - 1
Stephansdom - 10
Stephansdom - 11
Stephansdom - 12
Stephansdom - 13
Stephansdom - 14
Stephansdom - 15
Stephansdom - 2
Stephansdom - 3
Stephansdom - 4
Stephansdom - 5
Stephansdom - 6
Stephansdom - 7
Stephansdom - 8
Stephansdom - 9

Святой Штефан (Стефан) – первый христианский мученик (его забили камнями на глазах у Святого Павла), его день австрийцы отмечают 26 декабря.

Культовые постройки на этом месте существовали еще в римскую эпоху - по свидетельствам археологов. Первое письменное упоминание о Соборе Святого Стефана датируется 1221 годом, строительство началось в 1137 году. В 1137 году маркграф Леопольд IV (Leopold IV) совместно с Регинмаром (Reginmar), епископом Пассау, заложили первую церковь; она была завершена постройкой в 1147 в романском стиле. В этом  же году  церковь посвятили Святому Штефану (Стефану). Созданные тогда, впоследствии видоизмененные, но сохранившиеся и поныне Ворота Гигантов (Исполинские Ворота, примерно 1137 год), с западной стороны собора, стали главным входом и открывались полностью только по особо торжественным случаям - во время посещения императорских особ, например. Исполинскими эти ворота назвали, кстати, гораздо позже и потому, что над ними была в свое время укреплена кость какого-то гигантского ископаемого животного, найденная при заладке фундамента Северной Башни уже в 1443 году.

А в начале XIII века собор представлял собой приходскую церковь за пределами города. Эту трёхнефную раннюю романскую базилику начали перестраивать в 1230 году в позднероманском стиле, большая часть здания была уже закончена, к 1245 году были доделаны башни и портал, но в 1258 году произошел пожар.

Уже в 1263 году из руин появилась новая церковь, 23 апреля того же года она была освящена, а эта дата и сегодня торжественно отмечается как день основания собора. Перестраивать ее в готическом стиле начали только в начале XIV века и завершили в 1340 году. В период между 1304 и 1340 годами были расширены хоры в честь герцогов Альбрехта I и Альбрехта II (Альбертовы Хоры).

При герцоге Рудольфе IV (Rudolf IV) в 1359 году начались работы по расширению храма, которые продолжались более 100 лет вплоть до 1523 года. 7 апреля 1359 году Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, значительно большей, готической церкви. При этом стены нового собора строились вокруг старого, и получилась церковь в церкви, как матрешка. Старые стены разобрали только через 69 лет, в  1433 году была достроена южная (высокая) башня, а на строительство перекрытия свода новой церкви ушло еще 30 лет. В основном церковь остается неизменной с тех пор.

Собор Святого Стефана имеет две башни - южную и северную. Высота Южной Башни (Штеффи) составляет 136,44 метров и, поднявшись по лестнице из 343 ступенек вы попадете на смотровую площадку. Это наивысшая точка в центре города, во времена Австро-Венгрии было запрещено строить соборы, выше чем Штефансдом. 12 башенок находятся в основании Южной Башни - вместе вся "композиция" символизирует Христа и 12 апостолов. Во время осад Вены турками Южная Башня использовалась ещё и как военный наблюдательный пункт, а вплоть до 1955 года - как пожарная каланча... Она увенчана сферой с двуглавым орлом.

Северная Башня (Орлиная Башня) была заложена Фридрихом III в 1450 году и в раствор при закладке её фундамента мастер добавил (по легенде) годовой урожай вина. Работу выполнял мастер Лоренц Шпеннинг (Lorenz Spenning). В 1476 - 1487 годах, скульптор и композитор Вильгельм Роллингер установил внутри собора уникальные резные хоры (сгорели в 1945 году). Северная башня осталась недостроенной (68,3 метров) из-за нехватки средств и обрушения во время строительства. Предание гласит, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить некое поставленное Сатаной условие, и в результате башня обрушилась (есть другая версия - мастер дал слово какому-то святому закончить храм, а дьявол решил помешать ему и сверг с башни). Таким образом, постройка и башни, и собора была прекращена в 1511 году. В 1513 году в соборе был установлен орган (сгорел в 1945 году). Во второй  половине XVI столетия Северную Башню увенчали куполом. Здесь находится "Пуммерин" - или по-английски "Бумер" - самый большой колокол Австрии (вес 21.383 килограмм, диаметр 314 сантиметров), отлитый после второго турецкого нашествия в 1711 году из 180 захваченных турецких пушек. По размерам он второй в Европе - больше него только колокол "Петер" в Кёльнском Кафедральном Соборе, который весит 23.500 килограмм.

Появление "Бумера"  - часть реконструкции в стиле барокко, которая началась еще в 1641 году, с  алтаря работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка. В 1693 и 1697 годах были написаны два образа Девы Марии, в 1700 году установлены два боковых алтаря.

Слева и справа от главного входа находятся романские Языческие Башни (Heidenturme), высота каждой по 65 метров. Для их постройки использ вались обломки римских культовых (языческих) сооружений - отсюда и название. Когда-то на обоих башнях висели колокола - теперь они остались только на одной из них (шесть колоколов, пять из них отлиты еще в 1772 году, а шестой - в 1859). Эти романские башни и главный вход - самые старые части ныне существующей церкви. На левой языческой башне можно увидеть меры длины. Например, мера длины ткани и размер каравая хлеба, с которыми покупатели в средние века могли сравнить купленный им товар. Если продавца ловили на обмане, его сажали в деревянную клетку и окунали в Дунай. Видно, так и появилось выражение о "подмоченной репутации"... Со стороны фасада, к которому примыкает Южная Башня (справа от главного входа), перед прямоугольной удлиненной одноэтажной пристройкой (это Нижняя Ризница, XVIII века) - еще один небольшой вход, Портал Певцов. Он украшен статуями и рельефами, справа в нише находится статуя Рудольфа IV.

В 1850-е годы Северную Башню собирались достроить, но жители Вены уже привыкли к виду собора и высказались против.  

Штефансдом пострадал от пожара под конец второй мировой войны в 1945 году. 11 апреля 1945 года мародеры подожгли лавки, чтобы их разграбить, а на следующий день пожар перекинулся и на собор. Кровля от огня рухнула, а колокол провалился внутрь Северной башни. И разбился... Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами.

После войны каждая из девяти земель Австрии пожертвовала деньги на восстановительные работы. Жители Бургенланда собрали деньги на скамьи для причастия, Каринтии – на люстры, Нижней Австрии – на каменный пол, Зальцбурга – на ларец для хранения святого причастия, Форарльберг – на места для сиденья, Тироль – на окна, Штирия – на портал в "Воротах гигантов", Вена – 230 000 черепиц для крыши, Верхняя Австрия - на новый "Пуммерин" (осколки разбившегося колокола собрали и на колокольном заводе в городе Санкт-Флориане изготовили в 1951 году новый). К 19 декабря 1948 была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 года возобновились службы. Но целиком послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году.

Одна из крупных реставраций проводилась в 1980-е годы, однако и поныне такого рода работы не прекращаются совсем. Реставраторы утверждают, что основная проблема собора – это поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Они заменяют некоторые камни и статуи, используя при этом и старинные инструменты, и современные компьютерные камнерезные станки.

В целом звонница собора состоит из 23 колоколов. 20 из них используются и по сей день, и у каждого – своя роль. Ежедневно звонят только 11 колоколов массой от 35 до 5700 кг с электрическим приводом в Южной башне. 4 из них звонят перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти в праздничные дни и до одиннадцати, если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы и "пивной колокол", отмечающий закрытие пивных. Пуммерин звонит 11 раз в год по праздникам, в день освящения собора и главное - в новогоднюю ночь! Это самый большой колокол Австрии и второй по величине после колокола Кёльнского собора в Европе. Говорят, что композитор Людвиг Ван Бетховен осознал, что полностью оглох, когда увидел, как взлетают птицы при ударах этого колокола-гиганта, но не услышал его звука... А другой композитор, Моцарт, незадолго до смерти был приглашен в качестве "музыкального оформителя" здешних месс; он венчался тут (1782), крестил двух детей и отпевали его в одной из часовен собора. Здесь также отпевали Антонио Вивальди (1741).  Здесь венчался композитор Йозеф Гайдн (1760).

Обращает на себя внимание кровля собора. Она состоит из 230.000 плиток цветной черепицы, которыми выложены изображения национального герба и герба города. Наклон кровли достигает 80° - при этом дождевая вода эффективно промывает черепичную кровлю, а снег, не задерживаясь, падает вниз. Несущий каркас кровли был первоначально выполнен из дерева, а после пожара 1945 года — из стали (весит конструкция около 600 тонн).

Длина и ширина собора на уровне земли - 198,2 на 62 метра. Построен он из песчаника. Стены фасада украшены разными масками и скульптурами, среди которых выделяется изваяние Самсона, раздирающего пасть льву. Порталы покрыты растительным орнаментом и многочисленными изображениями людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

Внутри собора большое количество памятников и реликвий – средневековые скульптуры и витражи, погребальные плиты и надгробия: императорских особ, настоятелей собора, знатных людей, ученых, архитекторов. Здесь покоятся Рудольф IV, Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена Габсбургской династии (в Штефасндоме с 1633 года хоронили только внутренности монархов, тела - в церкви Капуцинов, a сердца – в Церкви Святого Августина). На стенах можно увидеть загадочные рисунки, смысл которых неизвестен. К реликвиям собора относится и Пёчская Икона (Maria Potsch), которая считается чудотворной (художник - Иштван Папп, Istvan Papp). Картина размером 50 x 70 сантиметров долгое время размещалась в приходском костеле городка Печ (Potsch). Но Леопольд I (Leopold I) в 1697 году вывез ее Вену, оставив в Пече копию (она тоже чудотворная).

В интерьере Собора Святого Стефана находится немало образцов скульптуры XIV - XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны (XIV век). Статуя ранее (по легенде) стояла в часовне какой-то местной знатной особы, которая обвинила служанку в краже драгоценностей. Молитвы к Мадонне спасли доброе имя девушки - и с тех пор за этой Мадонной укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день. Известно также распятие "с зубной болью", называемое так из-за выражения на лике Христа и солнечные часы.

Возле главного портала в “романской стене” расположена кафедра Св. Иоанна Капистрана (St. John Capistrano), с которой он в 1456 году призывал к крестовому походу на турок. Кафедра сохранилась после пожара благодаря тому, что была обложена защитным кирпичным саркофагом.

Главная резная каменная кафедра изображает отцов церкви. Была изготовлена Николаусом Герхартом Ван Лейденом (Niclaes Gerhaert van Leyden) в XV - XVI веке (иногда называют 1513 год, имя автора также вызывает сомнения).  Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий.  Перила лестницы кафедры украшены ящерицами, которые символизируют добро, и лягушками – символизирующие зло. "Пока священник поднимается по лестнице внутри него происходит борьба добра и зла, а собачка на верху лестницы прогоняет и то и другое, и священник приступает к проповеди очищенным" - вот такое толкование можно найти для этих символов...  Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет "выглядывающего из окна" (Fenstergucker) — автопортрет скульптора.

Главный алтарь - работы Тобиаса Покка (Tobias Pock), 1641 - 1647 год. Внутри собора сохранился и Винернойштадский алтарь XV века (Wiener Neustadter Altar). Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Всего в соборе два десятка алтарей...

В соборе находится самый большой орган, его установили к 1960 году вместо погибшего в пожаре в 1945 году. У него 125 регистров и 10000 органных труб. Этот орган крупнейший в Австрии. Всего в соборе три духовых органа, все они изготовлены австрийской фирмой Rieger. Cамый большой используется только по большим праздникам.

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. Это часовня Святой Катерины (St. Katherine), Святой Варвары (St. Barbara), Святого Элигия (St. Eligius), Святого Варфаломея (St. Bartholomew), Часовня Креста (тут отпевали Моцарта 6 декабря 1791 года, и здесь захоронен Евгений Савойский - часовня для публики закрыта). А в капелле Св. Валентина хранятся мощи Святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Каждый день здесь проходят богослужения: в будни в 7 утра. Воскресные мессы начинаются в 10:30 утра с сентября месяца по июнь; в 9:30 – в июле-августе. Службы проходят и по всем большим праздникам (Рождество, Пасха, Троица). Каждый день здесь проводится по семь служб, по воскресеньям даже десять. Представляющие собой интерес для широкой общественности церковные службы (венчания, заупокойные мессы выдающихся личностей) зачастую напрямую транслируются по телевидению.

На Собор Святого Штефана можно подняться (Южная башня, вы попадете в "башенную камеру" - это довольно тесная комната звонаря), можно и воспользоваться лифтом для подъема к самому большому колоколу Австрии "Пуммерин" (Северная башня), можно спуститься в катакомбы.  В катакомбы спук возможен только с экскурсией. Это, по сути, подземное кладбище. Собор открыт с понедельника по субботу с 6.00 до 22.00, в воскресенье и праздничные дни – с 7.00 до 22.00. Вход бесплатный.

За плату - подъем на башни, экскурсии по собору и в катакомбы (по 5,5 Евро). Экскурсии по собору на английском языке проходят с понедельника по субботу в 10:30. В катакомбы -  09:00 – 11:30 и 13:00 – 16:30. Время работы башен (подъем): ежедневно 09:00 – 17:30. Стоимость: 4,50 Евро (Южная, пешком) и 5,50 Евро (Северная, лифт). Стоимость билета с аудиогидом на полное посещение собора (катакомбы, две башни и сокровищница) – 17,90 Евро.  

Штефансплатц, площадь вокруг собора - туристический центр Вены: здесь вас развлекут шарманщики, фокусники, живые статуи. За углом слева от центрального входа в собор традиционное место парковки городских фиакров для романтических прогулок. Три миллиона гостей ежегодно посещают собор. Выпущена также монета 10 евроцентов с изображением собора.  

адресStephansplatz 3
сайтwww.stephanskirche.at, www.stephansdom.at
вэб-камераПока нет...