Церковь Богоматери на Саблоне |
|
Церковь Богоматери на Саблоне - Eglise Notre-Dame du Sablon, Eglise Notre-Dame des Victoires au Sablon. Брабантская готика, первый храм на этом месте появился в 1304 году. Также известна как Церковь Богоматери Побед. Второе название было дано храму в память о битве при Ворингене 1288 года, когда Люксембург перешёл во владение к герцогам Брабантским. Внутри - скульптурные экспозиции на тему кражи и вывоза из Антверпена чудотворной статуия Богородицы, а также множество других изваяний и витражи (красивые, хоть и не такие уж и старые). За церковью - треугольная площадь Гранд Саблон. Тут можно поглазеть на красивые особняки, перекусить в одном из многочисленных кафе или заглянуть в старинную кондитерскую Wittamer (Place du Grand Sablon, 12), где подают невероятно вкусные торты и пирожные. По выходным на площади работает традиционный антикварный рынок. Здесь же проходит в конце июня и июля (2 раза в год) традиционное костюмированное шествие "Оммеганг". В старинном районе Саблон, где стоит церковь, до конца XII века находилась монастырская больница и кладбище. Почва этой местности состоит из песка и глины. Именно эта смесь и назвалась по-французски «sablon». К 1304 году игуменья больницы Сен-Жан отдала часть земли под часовню. Первая часовня в честь Девы Марии (Богородицы) - Capella Beatae Mariae super Zabulum - на этом месте появилась в 1304 году. Стройку спонсировали пять гильдий различных родов войск, больше всех - Гильдия арбалетчиков. Предание гласит, что Дева Мария помогла стрелкам из арбалета победить в соревнованиях. С тех пор арбалетчики стали почитать её как покровительницу гильдии и в благодарность за помощь построили в её честь часовню. Часовня стала чрезвычайно популярна после того, как в 1348 году "благочестивая" дама Беатрис Сэткенс (Beatrijs Soetkens) украла из кафедрального собора Антверпена чудотворную статую Мадонны (Богородицы) и притащила её в эту часовню. Сделала она все это по повелению самой Богородицы, явившейся ей накануне. Народ повалил в часовню поглядеть на краденую статую. Морально-этическая сторона вопроса как-то никого не волновала. Более того - вдохновленная успехом предприятия Гильдия арбалетчиков решила превратить скромную часовню в красивый готический храм. С 1436 года и до начала XVI столетия военные гильдии смогли закончить перестройку - она прерывалась только в период политической нестабильности после смерти Карла Смелого ( Charles le Téméraire) в 1477 году. Считается, что хоры возводили стрелки из арбалета, трансепт – лучники и фехтовальщики с участием аркебузиров. Церковь пятинефная, колонны в нефе декорированы скульптурными изображениями святых апостолов работы Тобиаса де Лели XVII века. Каждая из гильдий воздвигла в храме алтарь в честь своего покровителя: у арбалетчиков это Богоматерь и святой Георгий, у аркебузиров – святой Христофор, святой архангел Михаил у фехтовальщиков, святые Антоний и Себастьян у лучников. В центральной части нефа находится кафедра, декорированная символами четырёх евангелистов, а также изображениями Девы Марии в окружении святых. Внутри церкви стены украшены гербами гильдий. Но на возведение церковной башни не хватило средств, поэтому фасад здания, вместо башни, сегодня увенчан шпилем с золотым петушком. В 1581, когда городская власть оказалась в руках кальвинистов, храм на некоторое время закрыли, статуи Беатрис в лодке были разрушены, однако совсем уже храм не был разорён, об этом позаботились гильдии. До 1784 года церковь служила ещё и усыпальницей для "богатых буратин". В частности, две часовни церкви принадлежат знатному роду Турн-и-Таксис (Tour et Taxis). Эта семья стояла у истоков создания европейской почтовой службы. Капеллы по обеим сторонам от хоров как раз и возвели по заказу этой знатной семьи Турн-и-Таксис; в одной из капелл находится их семейный склеп. Это капелла Святой Урсулы (Sainte-Ursule) в северной части хора (1651 -1676) и Св. Марка (Saint-Marcou) к югу от хора (1690). В конце XVIII века церковь французские оккупанты закрывали церковь ещё раз, но ненадолго: уже в 1803 году здесь возобновились службы. В период с 1878 по 1907 несколько архитекторов последовательно занимались реставрацией храма. 11 витражей по 15 метров высотой создают необычное световое оформление интерьера с резными элементами декора и большим органом. Правда, оригинальные витражи не сохранились, те, что можно видеть сейчас, созданы в XIX веке. Вторая волна восстановительных работ прошла недавно, с 1995 по 2005 год. Церковь особенно богата статуями - ими украшены фасад собора, окружающая его территория и интерьер. Две статуи Девы Марии с Младенцем, плывущих в лодке (одна находится в северном рукаве трансепта, другая – в одной и капелл), напоминают о средневековой легенде про похищение статуи Девы Марии и традиционном ежегодном военизированном рыцарском шествии «Оммеганг» (Ommegang). Ешё в 1530 году штатгальтер Испанских Нидерландов Маргарита Австрийская, горячая поклонница церкви на Саблоне, положила традицию знаменитой процессии «Оммеганг» в благодарение Деве Марии, избавившей Брюссель от чумы. В 1929 году папа Пий XI назначил Нотр Дам дю Саблон официальной церковью бельгийского Рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Церковь действующая, открыта ежедневно с 9:00 (по выходным с 10:00) до 18:30. За церковью - треугольная площадь Гранд Саблон. Тут можно поглазеть на красивые особняки, перекусить в одном из многочисленных кафе или заглянуть в старинную кондитерскую Wittamer (Place du Grand Sablon, 12), где подают невероятно вкусные торты и пирожные. По выходным на площади работает традиционный антикварный рынок.
Просмотреть Bruxelles - Columb.su Map на карте большего размера |